Турбо бейсик язык программирования

Все о Turbo Basic

Настоящее пособие содержит описание основных средств языка Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика.

Пособие в основном ориентировано на использование при выпол­нении практикума по курсу «Основы прикладной информатики». Может также использоваться в качестве справочника по языку Турбо-Бейсик.

С Московский государственный

1. Основные средства языка. 4

1.8. Подпрограммы, функции и процедуры. 12

3. Файлы. Работа с файлами данных последовательного и прямого доступа. 20

3.1. Файлы последовательного доступа. 20

3.2. Файлы прямого доступа. 23

4. Движущиеся изображения, звуковые эффекты и нестандар-

тный ввод с клавиатуры. 26

4.3. Операторы GET и PUT. 27

5. Библиотека стандартных процедур в Турбо-Бейсике. 31

6. Рекомендуемый порядок работы на ПЭВМ при создании и выполнении программ на языке Турбо-Бейсик. 32

1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Программа состоит из строк. Одна строка содержит один или несколько операторов, разделенных двоеточием. Например,

Перенос оператора на другую строку допускается. В этом слу­чае используется знак переноса _. Например,

Строки могут нумероваться (но это не обязательно). Ссылка в нужное место программы может осуществляться также по метке.

Метка размещается в отдельной строке, начинается с буквы и содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двое­точие. Например,

Если первым символом в строке является апостроф (‘), то строка воспринимается как комментарий.

Имя образуется из букв от A до Z (или от a до z), знака под­черкивания _ и цифр от 0 до 9, начинается с буквы. Имя использу­ется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п.

Целый (значения от -32767 до 32767, занимает 2 байта); длин­ный целый (от 2 -31 до 2 31 , 4 байта); вещественный (4 байта); ве­щественный двойной точности (8 байт); символьный ( последователь­ность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).

Тип переменной определяется типом данных, которые она предс­тавляет. Указание типа переменной задается соответствующим знаком после имени.

a! — вещественный обычной точности

а# — вещественный двойной точности

Если знак после имени отсутствует, то эта переменная счита­ется по умолчанию вещественной обычной точности. То есть

Описание массивов осуществляется с помощью оператора DIM с указанием размеров. Например, оператор

описывает одномерный массив a, элементы которого имеют индексы от

0 до 10, и двухмерный массив b, элементы которого имеют индексы : первый от 10 до 20, второй от 25 до 45.

Если нижняя граница индексов в описании не указана, то она считается равной 0.

Используя оператор OPTION BASE n, можно задать нижнюю грани­цу индексов равной n. Например,

В этом случае индекс элементов массива a будет принимать значе­ния, начиная с 1. Если описание массива отсутствует, то по умол­чанию верхний индекс равен 10 ( нижний — 0). В описании массива вместо константы может использоваться переменная. Например,

Значение n должно быть предварительно определено.

Используя оператор ERASE, можно освободить память, выделен­ную под массив, и вернуть ее для дальнейшего использования. Нап­ример, оператор

возвращает память, выделенную под массив a.

Символьные выражения состоят из символьных констант (после­довательность символов, заключенная в кавычки), символьных пере­менных, символьных функций, соединенных знаком + (конкатенация, или объединение). Например,

В результате f$ будет иметь значение «КАТЯ И ЛЕНА». При помощи функций LEFT$, RIGHT$, MID$ можно выбрать часть символьной пере­менной слева, справа или из середины. Например,

В результате будет F1$ = «КАТЯ», F2$ = «ЛЕНА» и F3$ = «И». Числовые выражения включают в себя константы, переменные,

функции, соединенные знаками арифметических операций, при этом

могут использоваться величины разных типов.

Приоритеты арифметических операций:

3. Деление нацело (\) (например, 5\2 равно 2)

4. Вычисление остатка от деления (MOD) (например, 45 MOD 19 равно 7)

Запись на Бейсике Математическая запись

Источник

WikiSort.ru — Программирование

Turbo Basic — компилятор языка Бейсик, а также его диалект, первоначально созданный Робертом «Бобом» Зейлом и впоследствии выкупленный у него компанией Borland.

История

Роберт «Боб» Зейл в 1987 году на основе своей многолетней разработки BASIC/Z создал Turbo Basic, а затем продал его компании Borland. Журнал Infoworld назвал его одним из самых значительных продуктов того года. [1]

Для данного ПО в период 1987—1988 годов характерен «чёрный экран» Borland, схожий с Turbo Pascal 4.0, Turbo C 1.0/1.5 и Turbo Prolog 1.1. Borland не применяла свой фирменный «голубой экран» в IDE вплоть до 1989 года, когда были выпущены Turbo C 2.0, Turbo C++ 1.1 и др. К этому времени Turbo Basic и Turbo Prolog уже больше не продавались.

  • Turbo Basic 1.0 поставлялся на двух 5.25″-дискетах с файлами, датированными 20 апреля1987 года 01:00.
  • Turbo Basic 1.01 также поставлялся на двух 5.25″-дискетах, но в комплект входило руководство на 466 страницах [2][3] . Файлы были датированы 4 ноября1987 года 01:10. [4]

В отличие от большинства реализаций Бейсика того периода, Turbo Basic был полным компилятором, генерировавшим родной код для MS-DOS. Прочие реализации были или лишь интерпретаторами или сильно зависели от библиотеки времени исполнения. В самой IDE можно было запускать программы на языке Бейсик для традиционной отладки Бейсик-кода (см. ниже) или генерировать отдельный исполнимый файл для MS-DOS, который можно было запускать на других системах без установки Turbo Basic или библиотек для запуска.

Когда Borland приняла решение прекратить выпуск этого продукта, Зейл выкупил его обратно, в 1990 году переименовав его в PowerBASIC, и основал PowerBASIC Inc. для продолжения его поддержки и развития/ [5]

Описание языка

Структура кода

Основной структурной единицей кода является строка. Одна строка может содержать один или несколько операторов, разделенных двоеточием (допускается перенос оператора на другую строку при помощи знака переноса _). Пример:

Допускается необязательная нумерация строк, а также использование меток для перехода в нужные части программы. Метка размещается в отдельной строке, начинается с буквы и содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двоеточие. Пример:

Имена переменных, меток или процедур образуются из букв от A до Z (или от a до z), знака подчеркивания _ и цифр от 0 до 9 и должны начинаться с буквы. В отличие от имён переменных и функций, имена процедур не должны заканчиваться знаками типа: «%», «&», «!», «#» и «$».

Комментарии обозначаются при помощи апострофа ( ‘ ) в начале строки.

Типы данных

Допускаются следующие типы данных: целый (значения от −32 768 до 32 767, занимает 2 байта); длинный целый (от −2 147 483 648 до +2 147 483 647, 4 байта); вещественный (4 байта); вещественный двойной точности (8 байт); символьный (последовательность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).

Тип переменной определяется типом данных, которые она представляет (определяется специальным символом). Если знак после имени отсутствует, то эта переменная считается по умолчанию вещественной обычной точности.

Специальные символы и соответствующие типы переменных

Символ определения типа Тип переменной
% Целое число
& Длинное целое
! Вещественное число
# Вещественное число двойной точности
$ Строка

Массивы

В Turbo Basic допускается создание до 8-ми мерных массивов при помощи оператора DIM с указанием размеров. В описании массива вместо константы может использоваться переменная (например, DIM a(n) ), но значение n должно быть предварительно определено. При помощи оператора ERASE можно освободить память, выделенную под массив, и вернуть её для дальнейшего использования.

Выражения

Предусмотрена поддержка двух типов выражений: символьные и числовые. Символьные выражения состоят из символьных констант (последовательность символов, заключенная в кавычки), символьных переменных, символьных функций, соединенных знаком + (конкатенация, или объединение). При помощи функций LEFT$ , RIGHT$ , MID$ можно выбрать часть символьной переменной слева, справа или из середины.

Числовые выражения включают в себя константы, переменные, функции, соединенные знаками арифметических операций, при этом могут использоваться величины разных типов.

Также поддерживаются приоритеты для арифметических операций.

Стандартные функции

В Turbo Basic присутствует набор из нескольких стандартных операций:

  • ABS (x) — модуль x
  • SIN (x) — sin x
  • COS (x) — cos x
  • TAN (x) — tg x
  • ATN (x) — arctg x
  • EXP (x) — e^(x)
  • LOG (x) — ln x
  • LOG2(x) — логарифм x по основанию 2
  • LOG10(x) — lg x
  • INT (x) — целая часть х
  • SGN (x) — знак х (+1 при х > 0, 0 при х=0, −1 при x < 0)
  • SQR (x) — квадратный корень из х
  • LEN (а$) — количество символов а$
  • LEFT$(a$,n) — выбирает из a$ n символов, начиная с первого
  • MID$ (a$,m, n) — выбирает из a$ n символов, начиная с m-го
  • RIGHT$ (a$,n) — выбирает n символов а$, начиная с последнего
  • STR$ (x) — преобразует число к символьному виду
  • VAL (a$) — определяет числовое значение а$
  • ASC (a$) — определяет код первого символа а$
  • TAB (n) — указывает номер позиции для вывода следующего элемента в списке вывода оператора PRINT
  • SPC (n) — вывод n пробелов, используется в списке вывода оператора PRINT
  • RND [(x)] — выдает случайное число из интервала (0,1)

Также предусмотрены операции отношения и логические операции: NOT (логическое не), AND (логическое и), OR (логическое или), XOR (исключающее или), EQV (эквивалентность), IMP (импликация). Кроме этого, присутствует некоторая библиотека стандартных процедур.

Примеры кода

Нижеследующая программа представляет собой пример Алгол-подобного диалекта Бейсика, поддерживаемого Turbo Basic. В отличие от традиционного Бейсика, использующего нумерацию строк и обладающего ограниченными управляющими структурами без поддержки подпрограмм в стиле Алгола, новые диалекты Бейсика, появившиеся в этот период, были расширены для обеспечения совместимости языка с новой теорией структурного программирования путём отказа от нумерации строк и добавлением управляющих структур и подпрограммных определений, необходимых для структурного программирования.

INPUT "Ваше имя:", A$ PRINT "Привет "; A$ DO S$ = "" INPUT "Сколько звезд вы хотите напечатать?"; S FOR I = 1 TO S S$ = S$ + "*" NEXT I PRINT S$ DO INPUT "Хотите ли вы напечатать еще звезд?"; Q$ LOOP WHILE LEN(Q$) = 0 Q$ = LEFT$ (Q$, 1) LOOP WHILE (Q$ = "Y") OR (Q$ = "y") PRINT "До свидания "; A$ 

Как и в других продуктах Borland этого периода, код исполнялся внутри самой IDE.

Примечания

Ссылки

Источник

Читайте также:  Программирование пульта doorhan шлагбаум
Оцените статью