Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Питон-программирование»
рабочая программа по информатике и икт (7, 8 класс)
Предлагаемая программа курса «Питон-программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Программа создана в соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму :
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ,
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233)
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией изучение информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях. Они становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью Челябинской области. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к ИКТ–компетентности выпускников. Каждая сфера деятельности человека: медицина, проектирование зданий, машин, образование, – не обходится без применения компьютерных технологий в современном мире. Соответственно, навыки программирования пользуются высоким спросом.
Изучение курса вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ , в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий , как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации ; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Предлагаемая программа курса «Питон-программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, содержание курса, описание предполагаемых результатов реализации программы, форм контроля, методического обеспечения программы, описание материально-технического обеспечения.
Программа курса рассчитана на 68 часов и ориентирована на учащихся 7-8 классов (13–15 лет).
- освоение основных алгоритмических конструкций;
- обучение основам алгоритмизации и программирования;
- освоение первоначальных навыков программирования на языке программирования высокого уровня Python;
- приобщение к проектно-творческой деятельности;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной сфере человеческой деятельности,
- воспитание потребности соблюдать этические и правовые нормы работы с информацией;
- воспитание бережного отношения к техническим устройствам;
- развитие творческого воображения, алгоритмического мышления учащихся;
- развитие навыков планирования проекта, умения работать в группе;
- развитие навыков ориентации в информационных потоках окружающего мира и применения точной и понятной инструкции для решения учебных задач и в повседневной жизни.
В основу курса положены принципы:
- Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий;
- принцип дидактической спирали;
- принцип развивающего обучения.
Программа курса реализуется в 7 – 8 классах основной школы за счет части, формируемой участником образовательного процесса (7 класс -1ч в неделю, всего 34 часа, 8 класс -1ч в неделю, всего 34 часа).
Количество часов в неделю
Рабочая программа внеурочной деятельности технической направленности «Программирование на языке Python»
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
• формирование понятий «алгоритм», «программа»;
• формирование понятий об основных конструкциях языка программирования
• Python: оператор ветвления if, операторы цикла while, for, вспомогательных алгоритмов;
• формирование понятий о структурах данных языка программирования Python;
• формирование основных приёмов составления программ в программировании наязыке программирования Python;
• формирование алгоритмического и логического стилей мышления;
• владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
• владение стандартными приёмами написания программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ на языке Python ;
• владение навыками и опытом разработки программ на Python , включая тестирование и отладку программ;
• владение элементарными навыками формализации прикладной задачи
Метапредметные:
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Знакомство с языком Python
Общие сведения о языке Python . Установка Python на компьютер. Режимы работы Python .Чтотакоепрограмма.Первая программа.Структурапрограммы наязыке Python .
Переменные и выражения
Типы данных . Преобразование типов. Переменные. Оператор присваивания. Имена переменных и ключевые слова.
Выражения.Операции.Порядоквыполненияопераций.Математические функции. Композиция.Ввод и вывод. Ввод данных с клавиатуры. Вывод данных на экран. Пример скрипта, использующего ввод и вывод данных. Задачи на элементарные действия с числами. Решение задач на элементарные действия с числами.
Логический тип данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные выражения (логические операции and , or , not ). Условный оператор. Альтернативное выполнение. Примеры решения задач с условным оператором. Множественное ветвление. Реализация ветвления в языке Python .
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с условием. Оператор цикла while . Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла while . Обновление переменной. Краткая форма записи обновления. Примеры использования циклов.Оператор цикла с параметром for . Операторы управления циклом. Пример задачи с использованием цикла for . Вложенные циклы. Циклы в циклах. Случайные числа. Функция randrange . Функция random . Примеры решения задач с циклом.
Строки — последовательности символов
Составной тип данных — строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов. Применение цикла для обхода строки.
Срезы строк. Строки нельзя изменить. Сравнение строк. Оператор in . Модуль string . Операторы для всех типов последовательностей (строки, списки, кортежи). Примеры решения задач со строками.
Списки. Тип список ( list ). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список.
Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков.Срезысписков. Удаление списка.Клонирование списков.Списочные параметры. Функция range . Списки: примеры решения задач.
Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные переменные.
Поток выполнения. Функции, возвращающие результат. Анонимные функции, инструкция lambda . Примеры решения задач c использованием функций.
Рекурсивные функции. Вычисление факториала. Числа Фибоначчи.
Матрицы. Вложенные списки. Матрицы. Строки и списки. Генераторы списков в Python . Кортежи. Присваивание кортежей. Кортежи как возвращаемые значения Введение в словари. Тип словарь ( dict ). Словарные операции. Словарные методы.
Множества в языке Python . Множества. Множественный тип данных. Описание множеств. Операции, допустимые над множествами: объединение, пересечение, разность, включение. Оператор определения принадлежности элемента множеству. Физические задачи.
Стиль программирования и отладка программ
Стиль программирования. Отладка программ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Знакомство с языком Python
Общие сведения о языке. Установка программы Python
Переменные и выражения