- Книга JavaScript/Спецификация языка
- Переменные [ править ]
- Операторы [ править ]
- Комментарии [ править ]
- Арифметические [ править ]
- Основные конструкции [ править ]
- Функции [ править ]
- Условия [ править ]
- Циклы [ править ]
- while (цикл с предусловием) [ править ]
- do…while (цикл с постусловием). [ править ]
- for (итерационный цикл, счётчик) [ править ]
- Переключатели [ править ]
Книга JavaScript/Спецификация языка
Под спецификацией языка программирования понимается стандартизация его синтаксиса и семантики. Как не зная алфавита и построения предложений, бессмысленно изучение естественного языка, так же бессмысленно дальнейшее изучение JavaScript без представленных в этой главе сведений.
Переменные [ править ]
Переменные в JavaScript назначаются двумя способами:
1. С помощью оператора «=»: »переменная» = »значение». Пример:
x = 1; // переменной x задаётся значение 1
2. С помощью ключевого слова var и оператора «=»: var »переменная» или var »переменная» = »значение». Пример:
Второй способ отличается от первого тем, что можно назначать сразу несколько переменных:
А так же тем, что второй способ определяет значение переменной только в своём блоке кода. Если присвоить значение переменной, не объявленной с помощью инструкции var, JavaScript неявно объявит эту переменную за вас. Однако переменные, объявленные таким образом, всегда создаются как глобальные, даже если они работают только в теле функции.
В именах переменных могут использоваться латинские буквы (a…z, A…Z), цифры (0…9), знак доллара ($) и знак подчёркивания (_), при этом нельзя использовать цифру первой. Необходимо помнить, что JavaScript — регистрозависимый язык, и переменные X и x, будут считаться различными.
Операторы [ править ]
Комментарии [ править ]
Для того, чтобы интерпретатор игнорировал часть программного кода, например, пояснения, используют специальные операторы.
1. Оператор «//» используют, чтобы текст, расположенный справа от оператора до конца строки, сделать комментарием: »программа» // »комментарий». Пример:
x = 3; // Присвоение переменной x значения 3 y = 5; // Присвоение переменной y значения 5
2. Операторы «/*» и «*/» используют, чтобы текст расположенный внутри операторов сделать комментарием: »программа» /* »комментарий» */ »программа». Пример:
x = 3; /* Присвоение переменной x значения 3, а переменной y — 5: */ y = 5;
Арифметические [ править ]
Арифметические операции производятся только с данными одного типа. JavaScript способен сам определять тип данных, однако не стоит уповать на него — рекомендуется самостоятельно следить за их типом.
- строковый (string) — определяется двойными или одинарными кавычками и используется для символьных данных,
- числовой (number) — определяется отсутствием кавычек и используется для чисел (не символов),
- логический (boolean) — определяется отсутствием кавычек и используется для значений true (1) или false (0).
Также существуют специальные типы данных:
- null — отсутствие данных,
- undefined – не определено,
- массив (array),
- объект (object) — программный объект (ссылка на него),
- функция (function) — определение функции.
Примеры использования:
6 + 3; // результат 9 6 - 3; // результат 3 6 * 3; // результат 18 6 / 3; // результат 2 5 % 3; // результат 2 6++; // результат 7 6--; // результат 5
Можно использовать и с переменными:
x = 3; // значение x — 3 y = 5; // значение y — 5 z = x + y; // значение z — 8
Возможно использование в выражениях со скобками:
4 + 5 * 2; // результат 14 (4 + 5) * 2; // результат 18
В арифметических операциях логические значения считаются: true — 1, false — 0:
5 + true; // результат 6 5 + false; // результат 5 4 * true; // результат 4 4 * false; // результат 0 true + true; // результат 2 true + false; // результат 1
Оператор сложения можно использовать для склейки строк:
"Java" + "Script"; // результат "JavaScript" a = "Java"; b = "Script"; a + b; // результат "JavaScript" "Уровень" + 5; // результат "Уровень5" "Уровень" + true; // результат "Уровеньtrue" "1" + "2"; // результат "12"
Другие арифметические операторы со строками дают значение NaN:
"J" * 5; // результат NaN "J" - 5; // результат NaN "J" - "J"; // результат NaN
Если вы не знаете, то NaN — это значение переменной, когда совершается неккоректное действие, например a = 1 * «Hello! «. NaN не равен ни одному числу, даже самому себе.
Основные конструкции [ править ]
Сами по себе синтаксические конструкции бесполезны, поэтому для их использования следует знать встроенные функции.
Функции [ править ]
JavaScript как и многие другие языки программирования построен на функциях. Синтаксис:
function имя_функции> (параметры>) операторы>; return возвращаемое_значение>; >
Оператор return возвращает значение, в следующем примере это будет показано. Параметры (или аргументы) это такие переменные, значение которых мы задаём при вызове функции:
function plus(a,b) return (a + b); // Мы возвращаем сумму параметров a и b. > var c = plus(1,2); // Переменная c получит значение 3.
Условия [ править ]
Условия позволяют выполнить один или несколько операторов только при выполнении определённого условия. Синтаксис:
if(условие>) операторы>; > else // Иначе, т. е. если условие не выполнилось. операторы>; >
Циклы [ править ]
while (цикл с предусловием) [ править ]
Цикл будет продолжаться до того момента, когда условия перестанут выполняться. Синтаксис:
do…while (цикл с постусловием). [ править ]
Цикл do…while отличается от while только тем, что условие проверяется в конце выполнения блока, соответственно он выполнится минимум 1 раз. Синтаксис:
do операторы>; > while(условие>)
for (итерационный цикл, счётчик) [ править ]
for(var переменная> = начальное_значение>; условие>; шаг_цикла>) операторы>; >
В циклах for создаётся отдельная переменная, задаётся условие с этой переменной, при котором будет продолжаться выполнение цикла. И при каждом выполнении производится какая-либо операция. Например:
for(var i = 0; i 10; i++) операторы>; // повторяется 10 раз >
Подробное разъяснение: создаётся переменная i и цикл выполняется пока i меньше или равно 10, и при каждой итерации (т.е. одном выполнении цикла) к переменной i прибавляется 1 (инкремент), соответственно цикл выполнится 10 раз.
Переключатели [ править ]
Переключатели позволяют сравнить одну переменную с большим количеством констант, хотя их можно заменить простыми условиями. Но переключатели более лаконичны. Синтаксис:
var a; switch(a) case 1: // Если a = 1 операторы>; break; case 2: // Если a = 2 операторы>; break; default: // остальные значения операторы>; break; >
case сравнивает переменную, указанную в switch(переменная). break прерывает выполнение case или default, т. е. если он будет отсутствовать при выполнении хотя бы первого case, выполнятся все последующие и defalult. default выполнится только если ни один из операторов case.