Javascript основные конструкции языка

Книга JavaScript/Спецификация языка

Под спецификацией языка программирования понимается стандартизация его синтаксиса и семантики. Как не зная алфавита и построения предложений, бессмысленно изучение естественного языка, так же бессмысленно дальнейшее изучение JavaScript без представленных в этой главе сведений.

Переменные [ править ]

Переменные в JavaScript назначаются двумя способами:

1. С помощью оператора «=»: »переменная» = »значение». Пример:

x = 1; // переменной x задаётся значение 1 

2. С помощью ключевого слова var и оператора «=»: var »переменная» или var »переменная» = »значение». Пример:

Второй способ отличается от первого тем, что можно назначать сразу несколько переменных:

А так же тем, что второй способ определяет значение переменной только в своём блоке кода. Если присвоить значение переменной, не объявленной с помощью инструкции var, JavaScript неявно объявит эту переменную за вас. Однако переменные, объявленные таким образом, всегда создаются как глобальные, даже если они работают только в теле функции.

В именах переменных могут использоваться латинские буквы (a…z, A…Z), цифры (0…9), знак доллара ($) и знак подчёркивания (_), при этом нельзя использовать цифру первой. Необходимо помнить, что JavaScript — регистрозависимый язык, и переменные X и x, будут считаться различными.

Операторы [ править ]

Комментарии [ править ]

Для того, чтобы интерпретатор игнорировал часть программного кода, например, пояснения, используют специальные операторы.

1. Оператор «//» используют, чтобы текст, расположенный справа от оператора до конца строки, сделать комментарием: »программа» // »комментарий». Пример:

x = 3; // Присвоение переменной x значения 3 y = 5; // Присвоение переменной y значения 5 

2. Операторы «/*» и «*/» используют, чтобы текст расположенный внутри операторов сделать комментарием: »программа» /* »комментарий» */ »программа». Пример:

x = 3; /* Присвоение переменной x значения 3, а переменной y — 5: */ y = 5; 

Арифметические [ править ]

Арифметические операции производятся только с данными одного типа. JavaScript способен сам определять тип данных, однако не стоит уповать на него — рекомендуется самостоятельно следить за их типом.

  • строковый (string) — определяется двойными или одинарными кавычками и используется для символьных данных,
  • числовой (number) — определяется отсутствием кавычек и используется для чисел (не символов),
  • логический (boolean) — определяется отсутствием кавычек и используется для значений true (1) или false (0).

Также существуют специальные типы данных:

  • null — отсутствие данных,
  • undefined – не определено,
  • массив (array),
  • объект (object) — программный объект (ссылка на него),
  • функция (function) — определение функции.

Примеры использования:

6 + 3; // результат 9 6 - 3; // результат 3 6 * 3; // результат 18 6 / 3; // результат 2 5 % 3; // результат 2 6++; // результат 7 6--; // результат 5 

Можно использовать и с переменными:

x = 3; // значение x — 3 y = 5; // значение y — 5 z = x + y; // значение z — 8 

Возможно использование в выражениях со скобками:

4 + 5 * 2; // результат 14 (4 + 5) * 2; // результат 18 

В арифметических операциях логические значения считаются: true — 1, false — 0:

5 + true; // результат 6 5 + false; // результат 5 4 * true; // результат 4 4 * false; // результат 0 true + true; // результат 2 true + false; // результат 1 

Оператор сложения можно использовать для склейки строк:

"Java" + "Script"; // результат "JavaScript" a = "Java"; b = "Script"; a + b; // результат "JavaScript" "Уровень" + 5; // результат "Уровень5" "Уровень" + true; // результат "Уровеньtrue" "1" + "2"; // результат "12" 

Другие арифметические операторы со строками дают значение NaN:

"J" * 5; // результат NaN "J" - 5; // результат NaN "J" - "J"; // результат NaN 

Если вы не знаете, то NaN — это значение переменной, когда совершается неккоректное действие, например a = 1 * «Hello! «. NaN не равен ни одному числу, даже самому себе.

Основные конструкции [ править ]

Сами по себе синтаксические конструкции бесполезны, поэтому для их использования следует знать встроенные функции.

Функции [ править ]

JavaScript как и многие другие языки программирования построен на функциях. Синтаксис:

function имя_функции> (параметры>)  операторы>; return возвращаемое_значение>; > 

Оператор return возвращает значение, в следующем примере это будет показано. Параметры (или аргументы) это такие переменные, значение которых мы задаём при вызове функции:

function plus(a,b)  return (a + b); // Мы возвращаем сумму параметров a и b. > var c = plus(1,2); // Переменная c получит значение 3. 

Условия [ править ]

Условия позволяют выполнить один или несколько операторов только при выполнении определённого условия. Синтаксис:

if(условие>)  операторы>; > else  // Иначе, т. е. если условие не выполнилось. операторы>; > 

Циклы [ править ]

while (цикл с предусловием) [ править ]

Цикл будет продолжаться до того момента, когда условия перестанут выполняться. Синтаксис:

do…while (цикл с постусловием). [ править ]

Цикл do…while отличается от while только тем, что условие проверяется в конце выполнения блока, соответственно он выполнится минимум 1 раз. Синтаксис:

do  операторы>; > while(условие>) 

for (итерационный цикл, счётчик) [ править ]

for(var переменная> = начальное_значение>; условие>; шаг_цикла>)  операторы>; > 

В циклах for создаётся отдельная переменная, задаётся условие с этой переменной, при котором будет продолжаться выполнение цикла. И при каждом выполнении производится какая-либо операция. Например:

for(var i = 0; i  10; i++)  операторы>; // повторяется 10 раз > 

Подробное разъяснение: создаётся переменная i и цикл выполняется пока i меньше или равно 10, и при каждой итерации (т.е. одном выполнении цикла) к переменной i прибавляется 1 (инкремент), соответственно цикл выполнится 10 раз.

Переключатели [ править ]

Переключатели позволяют сравнить одну переменную с большим количеством констант, хотя их можно заменить простыми условиями. Но переключатели более лаконичны. Синтаксис:

var a; switch(a)  case 1: // Если a = 1 операторы>; break; case 2: // Если a = 2 операторы>; break; default: // остальные значения операторы>; break; > 

case сравнивает переменную, указанную в switch(переменная). break прерывает выполнение case или default, т. е. если он будет отсутствовать при выполнении хотя бы первого case, выполнятся все последующие и defalult. default выполнится только если ни один из операторов case.

Источник

Читайте также:  Java do while timer
Оцените статью