Javascript event not bubble
Всплытие и погружение
Этот обработчик для сработает, если вы кликните по любому из вложенных тегов, будь то или :
Если вы кликните на EM
, сработает обработчик на DIV
Вам не кажется это странным? Почему же сработал обработчик на , если клик произошёл на ?
Всплытие
Принцип всплытия очень простой.
Когда на элементе происходит событие, обработчики сначала срабатывают на нём, потом на его родителе, затем выше и так далее, вверх по цепочке предков.
Например, есть 3 вложенных элемента FORM > DIV > P с обработчиком на каждом:
Клик по внутреннему
вызовет обработчик onclick :
- Сначала на самом
.
- Потом на внешнем .
- Затем на внешнем .
- И так далее вверх по цепочке до самого document .
Поэтому если кликнуть на
, то мы увидим три оповещения: p → div → form .
Этот процесс называется «всплытием», потому что события «всплывают» от внутреннего элемента вверх через родителей подобно тому, как всплывает пузырёк воздуха в воде.
Ключевое слово в этой фразе – «почти».
Например, событие focus не всплывает. В дальнейшем мы увидим и другие примеры. Однако, стоит понимать, что это скорее исключение, чем правило, всё-таки большинство событий всплывают.
event.target
Всегда можно узнать, на каком конкретно элементе произошло событие.
Самый глубокий элемент, который вызывает событие, называется целевым элементом, и он доступен через event.target .
Отличия от this (= event.currentTarget ):
- event.target – это «целевой» элемент, на котором произошло событие, в процессе всплытия он неизменен.
- this – это «текущий» элемент, до которого дошло всплытие, на нём сейчас выполняется обработчик.
Например, если стоит только один обработчик form.onclick , то он «поймает» все клики внутри формы. Где бы ни был клик внутри – он всплывёт до элемента , на котором сработает обработчик.
При этом внутри обработчика form.onclick :
- this (= event.currentTarget ) всегда будет элемент , так как обработчик сработал на ней.
- event.target будет содержать ссылку на конкретный элемент внутри формы, на котором произошёл клик.
form.onclick = function(event) < event.target.style.backgroundColor = 'yellow'; // браузеру нужно некоторое время, чтобы зарисовать всё жёлтым setTimeout(() =>< alert("target = " + event.target.tagName + ", this=" + this.tagName); event.target.style.backgroundColor = '' >, 0); >;
Клик покажет оба: и event.target
, и this
для сравнения:
Возможна и ситуация, когда event.target и this – один и тот же элемент, например, если клик был непосредственно на самом элементе , а не на его подэлементе.
Прекращение всплытия
Всплытие идёт с «целевого» элемента прямо наверх. По умолчанию событие будет всплывать до элемента , а затем до объекта document , а иногда даже до window , вызывая все обработчики на своём пути.
Но любой промежуточный обработчик может решить, что событие полностью обработано, и остановить всплытие.
Для этого нужно вызвать метод event.stopPropagation() .
Например, здесь при клике на кнопку обработчик body.onclick не сработает:
Если у элемента есть несколько обработчиков на одно событие, то даже при прекращении всплытия все они будут выполнены.
То есть, event.stopPropagation() препятствует продвижению события дальше, но на текущем элементе все обработчики будут вызваны.
Для того, чтобы полностью остановить обработку, существует метод event.stopImmediatePropagation() . Он не только предотвращает всплытие, но и останавливает обработку событий на текущем элементе.
Всплытие – это удобно. Не прекращайте его без явной нужды, очевидной и архитектурно прозрачной.
Зачастую прекращение всплытия через event.stopPropagation() имеет свои подводные камни, которые со временем могут стать проблемами.
- Мы делаем вложенное меню. Каждое подменю обрабатывает клики на своих элементах и делает для них stopPropagation , чтобы не срабатывало внешнее меню.
- Позже мы решили отслеживать все клики в окне для какой-то своей функциональности, к примеру, для статистики – где вообще у нас кликают люди. Некоторые системы аналитики так делают. Обычно используют document.addEventListener(‘click’…) , чтобы отлавливать все клики.
- Наша аналитика не будет работать над областью, где клики прекращаются stopPropagation . Увы, получилась «мёртвая зона».
Зачастую нет никакой необходимости прекращать всплытие. Задача, которая, казалось бы, требует этого, может быть решена иначе. Например, с помощью создания своего уникального события, о том, как это делать, мы поговорим позже. Также мы можем записывать какую-то служебную информацию в объект event в одном обработчике, а читать в другом, таким образом мы можем сообщить обработчикам на родительских элементах информацию о том, что событие уже было как-то обработано.
Погружение
Существует ещё одна фаза из жизненного цикла события – «погружение» (иногда её называют «перехват»). Она очень редко используется в реальном коде, однако тоже может быть полезной.
Стандарт DOM Events описывает 3 фазы прохода события:
- Фаза погружения (capturing phase) – событие сначала идёт сверху вниз.
- Фаза цели (target phase) – событие достигло целевого(исходного) элемента.
- Фаза всплытия (bubbling stage) – событие начинает всплывать.
Ранее мы говорили только о всплытии, потому что другие стадии, как правило, не используются и проходят незаметно для нас.
Обработчики, добавленные через on -свойство или через HTML-атрибуты, или через addEventListener(event, handler) с двумя аргументами, ничего не знают о фазе погружения, а работают только на 2-ой и 3-ей фазах.
Чтобы поймать событие на стадии погружения, нужно использовать третий аргумент capture вот так:
elem.addEventListener(. ) // или просто "true", как сокращение для elem.addEventListener(. true)
Существуют два варианта значений опции capture :
- Если аргумент false (по умолчанию), то событие будет поймано при всплытии.
- Если аргумент true , то событие будет перехвачено при погружении.
Обратите внимание, что хоть и формально существует 3 фазы, 2-ую фазу («фазу цели»: событие достигло элемента) нельзя обработать отдельно, при её достижении вызываются все обработчики: и на всплытие, и на погружение.
Давайте посмотрим и всплытие и погружение в действии:
body *
Здесь обработчики навешиваются на каждый элемент в документе, чтобы увидеть в каком порядке они вызываются по мере прохода события.
Если вы кликните по
, то последовательность следующая:
- HTML → BODY → FORM → DIV (фаза погружения, первый обработчик)
- P (фаза цели, срабатывают обработчики, установленные и на погружение и на всплытие, так что выведется два раза)
- DIV → FORM → BODY → HTML (фаза всплытия, второй обработчик)
Существует свойство event.eventPhase , содержащее номер фазы, на которой событие было поймано. Но оно используется редко, мы обычно и так знаем об этом в обработчике.
Если мы добавили обработчик вот так addEventListener(. true) , то мы должны передать то же значение аргумента capture в removeEventListener(. true) , когда снимаем обработчик.
Если у нас несколько обработчиков одного события, назначенных addEventListener на один элемент, в рамках одной фазы, то их порядок срабатывания – тот же, в котором они установлены:
elem.addEventListener("click", e => alert(1)); // всегда сработает перед следующим elem.addEventListener("click", e => alert(2));
Итого
При наступлении события – самый глубоко вложенный элемент, на котором оно произошло, помечается как «целевой» ( event.target ).
- Затем событие сначала двигается вниз от корня документа к event.target , по пути вызывая обработчики, поставленные через addEventListener(. true) , где true – это сокращение для .
- Далее обработчики вызываются на целевом элементе.
- Далее событие двигается от event.target вверх к корню документа, по пути вызывая обработчики, поставленные через on и addEventListener без третьего аргумента или с третьим аргументом равным false .
Каждый обработчик имеет доступ к свойствам события event :
- event.target – самый глубокий элемент, на котором произошло событие.
- event.currentTarget (= this ) – элемент, на котором в данный момент сработал обработчик (тот, на котором «висит» конкретный обработчик)
- event.eventPhase – на какой фазе он сработал (погружение=1, фаза цели=2, всплытие=3).
Любой обработчик может остановить событие вызовом event.stopPropagation() , но делать это не рекомендуется, так как в дальнейшем это событие может понадобиться, иногда для самых неожиданных вещей.
В современной разработке стадия погружения используется очень редко, обычно события обрабатываются во время всплытия. И в этом есть логика.
В реальном мире, когда происходит чрезвычайная ситуация, местные службы реагируют первыми. Они знают лучше всех местность, в которой это произошло, и другие детали. Вышестоящие инстанции подключаются уже после этого и при необходимости.
Всплытие и погружение являются основой для «делегирования событий» – очень мощного приёма обработки событий. Его мы изучим в следующей главе.
Источник