Java программы для школьников

Java для школьников. Занятие №4. Разбор программы «Hello World!»

Теперь разберем нашу первую программу, что называется «по косточкам». Давайте приведем ее немного измененный текст еще раз.

Листинг 1. Текст первой программы HelloWorld.java

public static void main ( String args [ ] )

System . out . println ( «Да здравствует Java!» ) ;
>
>

У внимательного (пусть даже и не очень хорошо знакомого с программированием) читателя могут возникнуть справедливые вопросы, на которые необходимо ответить (единственное, оговоримся, мы будем рассматривать код из Листинга 1 немного «не-по порядку»).

Мы уже говорили ранее, что все в Java является объектом — поэтому наличие в нашей программе класса «class HelloWorld», название которого совпадает с названием файла, в принципе уже не должно быть непонятным. Также как употребление слова class. Отметим, что в языке Java существует ряд слов, которые называют «ключевыми». Public, class, static — типичные представители ключевых слов. Употребление таких слов регламентируется правилами языка и будет рассмотрено нами постепенно, по мере изучения предмета.

На данном этапе скажем, что ключевое слово public употребляется для того, «чтобы класс был виден» (или, по-другому: «чтобы его можно было использовать») из других классов, которые мы, возможно, придумаем в дальнейшем. Посмотрите на ход мыслей создателей языка: «Программа на Java — это своеобразный конструктор (пусть, например, «Лего»). Каждая деталька — это класс. Хочешь ее использовать в построении более сложной программы — объяви детальку/класс публичной (public) и используй там где понадобится!». Смысл этих слов обязательно прояснится позже, пока же посмотрите как я придумал использовать наш «лего»-класс HelloWorld на рис.1.

Читайте также:  Python run method in class

класс machine

рис.1 Использование класса HelloWorld в объекте machine

Еще — текст программы буквально напичкан скобками. Интересная особенность — скобки всегда образуют пары — () или <>. Пара фигурных скобок <> образует так называемые блоки кода. Например, описание класса начинается и заканчивается парой таких скобок (см. подробнее об этом в [1]).

В литературе часто встречается понятие оператор. Вот как его объясняет Б.Эккель (см. [2] или ссылку): оператор получает один или несколько аргументов и создает на их основе новое значение. В нашем коде строчку «System.out.println («Да здравствует Java!»);» лучше назвать вызовом метода System.out.println(). О методах класса мы обязательно поговорим позже. Однако, и оператор и метод, записанный в Java, заканчивается символом «;», например:

c=a+b; //это оператор
System.out.println («Да здравствует Java!»); //это метод класса System

Далее, весьма интересный момент — строчка нашей программы

System . out . println ( «Да здравствует Java!» ) ;

тесно связана со другой строкой. Эта связь основана на одном из принципов языка Java, заложенного в него его создателями. А именно — классы, созданные Вами или другими программистами можно подключить к программе, используя еще одно ключевое слово — import. Поэтому, чтобы использовать метод, выводящий в терминал «что-то», необходимо подключить к программе пакет java.io.* в котором он содержится с помощью строчки:

подробнее о пакетах можно посмотреть здесь, но можно этот материал и пропустить, оставив, то что не понятно, «на потОм».

В конце отметим, что программисты любят украшать свой код комментариями, описывая что происходит в данном кусочке кода. В ЯП Java, чтобы добавить комментарий, необходимо сначала вставить два символа «слеш», вот так:
//это комментарий а не код

Таким образом, все что будет записано после символов «//» до конца строки и будет комментарием. Второй вариант вставки комментария — использовать сочетание символов «/*» и «*/»

Такой вид комментария интересен тем, что его можно вставлять в любом месте кода, даже в середину строки кода (например, если нужно попробовать в программе другие параметры, не стирая старых, чтобы их не забыть).

На следующем занятии мы постараемся «внедрить в сознание» ООП, более тесно познакомившись с классами.

Литература:
1. Герберт Шилдт «Полный справочник по Java» 7-е издание, Издательский дом «Вильямс», 2007г., с.62
2. Брюс Эккель «Философия Java», 4-е издание, с.72

Источник

Java для школьников (и не только)

Целью данного курса является обучение языку программирования на примерах, доступных для школьников старших классов средней школы. Новые понятия, термины и конструкции языка вводятся в курсе постепенно, по мере необходимости. Основной упор при изложении материала сделан на понимание парадигмы объектно-ориентированного программирования и современных технологий, используемых для дизайна приложений в операционной системе Android.

Курс может служить дополнением для старшеклассника при изучении Информатики на профильном уровне. А также может быть полезен начинающим знакомиться с языком Java и технологиями, связанными с этим языком.

Для учителей и преподавателей ссылка на рабочую программу по курсу

Почему выбирают язык программирования Java или Основная идея курса «Обучение Java. Для школьников (и не только)»

Цель всего курса: изучаем язык программирования «в процессе работы» над простыми примерами, а затем над простейшим приложением для Android. Во вводной статье описаны преимущества языка Java.

Java для школьников. Занятие №1. Всё является объектом.

Занятие построено на небольшом экскурсе в историю программирования. Рассмотрены основные принципы объектно-ориентированного метода программирования (ООП). Еще расскажем о том, что ООП не лучше чем, например, процедурное программирование, но «более абстрактное» и некоторыми специалистами даже возводится в ранг искусства.

Java для школьников. Занятие №2. Установка JDK на компьютер.

JDK (Java Development Kit) — это набор инструментов для разработки на языке Java. Рассматривается установка JDK для различных популярных платформ.

Java для школьников. Занятие №3. Учимся говорить — первая программа «Hello World!» и ее компиляция

Настало время написать нашу первую программу на Java. По традиции это будет программа, которая выводит фразу типа «Hello World!» на экран компьютера.
С чем познакомимся:

  • компиляция программы;
  • запуск программы в виртуальной машине;
  • использование терминала.

Источник

Java для школьников: обучение через создание игр

Большинство современных детей играет в компьютерные игры. А хотелось ли вам самим когда-нибудь написать игру? Возможно, не только хотелось, но вы их и писали. Такое же желание посещает многих школьников. Правда, в отличие от вас, они не знают с чего начать, даже какой язык выбрать. Это и есть отправная точка, которая может стать хорошим стимулом для изучения программирования.
Одно дело играть, а другое дело разрабатывать. Пусть это небольшая двумерная компьютерная игра, но она «греет душу» намного сильнее, чем любая крутая купленная. И все потому, что эта игра ваша! Вы – ее создатель, разработчик, вы — творец! Вот появляется фон, вот — лабиринт, а потом и танк на игровом поле. Еще добавим программного кода, и танк начинает ездить по лабиринту. Так, шаг за шагом рождается игра, которая создается по сценарию ее творца. При этом каждая задумка требует усилий — подумать, написать, отладить. Не все получается сразу… А вот навыки программирования оттачиваются очень хорошо. Стоит написать несколько игрушек и вот уже обеспечен начальный уровень в программировании, заложен фундамент для будущей профессиональной деятельности.

Какой язык выбрать начинающему программисту?


Практически перед каждым начинающим программистом стоит вопрос — какой язык программирования выбрать? Одним из хороших вариантов, на наш взгляд, является язык программирования Java. И для этого есть веские основания.
Во-первых, Java практически всегда входит в четверку самых востребованных языков программирования в мире. Это значит, что изучение Java полезно не только для получения навыков программирования, но и в профессиональном плане.
Во-вторых, Java позволяет охватить широкий спектр разработки — это приложения для настольных операционных систем Windows, Linux, Mac OS, мобильные приложения под Android, веб-разработка, включая интерактивные приложения, подобие Flash приложений. Изучая Java, скучать не приходится!
В-третьих, этот язык проще для начинающих, чем языки С/С++, которые хорошо изучать уже после освоения Java, а не перед ним.
В-четвертых, Java является языком строгой типизации, что прививает хорошие привычки при написании программного кода.
Совсем немного языков программирования, которые является подходящими для начинающих по всем этим пунктам сразу.

Как заинтересовать школьника программированием?


Стремительное развитие компьютерных технологий требует прилива новых кадров. Кто является опорой в ближайшем будущем для сферы разработки программного обеспечения? Это наши школьники. Как повысить уровень владения программированием у студентов? Начать закладывать необходимые навыки еще в школе! Принцип такой же, как и при подготовке спортсменов.
Школьника просто необходимо заинтересовать и увлечь программированием. Большинство еще не способны подойти к изучению программирования, как к овладению своей будущей профессией. Поэтому заинтересованность и увлеченность стоят для школьников на первом месте. Именно такая основная цель ставилась при создании нашего курса «Основы программирования на языке Java». В его основе — различные направления разработки, которые могут привлечь внимание школьника. Это разработка игр, элементы компьютерной графики, построение интерфейса пользователя, веб-разработка. Курс рассчитан на обучение «с нуля» и кроме пробуждения увлеченности программированием закладывает основы и открывает талантливых школьников не только для преподавателей, но и для самих школьников. Ведь не каждый школьник знает о своих способностях к программированию, чтобы об этом узнать — надо попробовать. Чем раньше откроется талант — тем лучше! Материал курса подается так, что на каждом занятии ребята узнают что-то новое и интересное.

Несколько слов о структуре курса


Курс состоит из четырех модулей, обычно его изучение занимает 2 года обучения по 1 занятию в неделю. В первом модуле (полгода) ребята (возраст обычно 11-13 лет) знакомятся с минимальным объемом теории по Java, в том числе с объектно-ориентированным подходом. Происходит знакомство с инструментами игровой направленности: таймер, работа с изображениями, работа с клавиатурой, генерация случайных чисел. Вооружившись необходимыми знаниями, начинаем процесс создания небольшой компьютерной игры. От начала до конца шаг за шагом, вместе с преподавателем, происходит подробный обзор создания игры.
Во втором модуле знакомимся с созданием различных приложений на языке Java. Изучаются работа с мышью, операции с файлами, построение интерфейса пользователя, базы данных, создание веб-страницы, разработка калькулятора.
Третий модуль погружает школьников в веб-разработку, детально разбирается создание сайта. Изучаются основные моменты, которые понадобятся начинающему веб-разработчику.
Первые три модуля преподаются в стиле подачи нового материала и решения небольших задач для закрепления знаний.
Последний, четвертый модуль, это чистая практика. Ребятам предлагается самостоятельно написать три известные компьютерные игры: Змейка, Морской бой, Пасьянс-Косынка. Преподаватель является помощником, который дает рекомендации и подсказывает в затруднительных ситуациях.

Примеры выступлений наших ребят


Главным результатом прохождения курса является способность самостоятельно написать игры. Вот примеры выступлений наших ребят:
Виктория Лескина (1-й модуль) — www.youtube.com/watch?v=MF1aShw3SUQ
Володя Огородников (3-й модуль) — www.youtube.com/watch?v=9cdQzCo6kPg
А вот наши приколисты (Амаль Билялов и Игорь Туровский), как обычно пишут в таких случаях, людям с неустойчивой психикой – смотреть не рекомендуется: www.youtube.com/watch?v=gExxNPMXFLs.

Самое ценное, на наш взгляд, курс – тиражируемый, легко воспроизводимый преподавателями. Его уже преподают в сотне филиалов по стране, но потребность в хороших преподавателях – постоянно есть, будем рады видеть коллег-энтузиастов в нашем клубе (cм. вакансию: brainstorage.me/jobs/22071).

Пример игры: Танчики, 4-й модуль курса, защита проекта.

Степанов Дмитрий Владимирович, автор курса и преподаватель 1С: Клуба программистов

Источник

Оцените статью