- Циклы while и for
- Цикл «while»
- Цикл «do…while»
- Цикл «for»
- Пропуск частей «for»
- Прерывание цикла: «break»
- Переход к следующей итерации: continue
- Метки для break/continue
- Итого
- JavaScript For Loop
- Instead of writing:
- You can write:
- Different Kinds of Loops
- The For Loop
- Example
- Expression 1
- Example
- Example
- Expression 2
- Expression 3
Циклы while и for
При написании скриптов зачастую встаёт задача сделать однотипное действие много раз.
Например, вывести товары из списка один за другим. Или просто перебрать все числа от 1 до 10 и для каждого выполнить одинаковый код.
Для многократного повторения одного участка кода предусмотрены циклы.
Небольшое объявление для продвинутых читателей.
В этой статье рассматриваются только базовые циклы: while , do..while и for(..;..;..) .
Если вы пришли к этой статье в поисках других типов циклов, вот указатели:
- См. for…in для перебора свойств объекта.
- См. for…of и Перебираемые объекты для перебора массивов и перебираемых объектов.
В противном случае, продолжайте читать.
Цикл «while»
Цикл while имеет следующий синтаксис:
Код из тела цикла выполняется, пока условие condition истинно.
Например, цикл ниже выводит i , пока i < 3 :
Одно выполнение тела цикла по-научному называется итерация. Цикл в примере выше совершает три итерации.
Если бы строка i++ отсутствовала в примере выше, то цикл бы повторялся (в теории) вечно. На практике, конечно, браузер не позволит такому случиться, он предоставит пользователю возможность остановить «подвисший» скрипт, а JavaScript на стороне сервера придётся «убить» процесс.
Любое выражение или переменная может быть условием цикла, а не только сравнение: условие while вычисляется и преобразуется в логическое значение.
Например, while (i) – более краткий вариант while (i != 0) :
Если тело цикла состоит лишь из одной инструкции, мы можем опустить фигурные скобки :
Цикл «do…while»
Проверку условия можно разместить под телом цикла, используя специальный синтаксис do..while :
Цикл сначала выполнит тело, а затем проверит условие condition , и пока его значение равно true , он будет выполняться снова и снова.
Такая форма синтаксиса оправдана, если вы хотите, чтобы тело цикла выполнилось хотя бы один раз, даже если условие окажется ложным. На практике чаще используется форма с предусловием: while(…) .
Цикл «for»
Более сложный, но при этом самый распространённый цикл — цикл for .
Давайте разберёмся, что означает каждая часть, на примере. Цикл ниже выполняет alert(i) для i от 0 до (но не включая) 3 :
Рассмотрим конструкцию for подробней:
часть | ||
---|---|---|
начало | let i = 0 | Выполняется один раз при входе в цикл |
условие | i < 3 | Проверяется перед каждой итерацией цикла. Если оно вычислится в false , цикл остановится. |
тело | alert(i) | Выполняется снова и снова, пока условие вычисляется в true . |
шаг | i++ | Выполняется после тела цикла на каждой итерации перед проверкой условия. |
В целом, алгоритм работы цикла выглядит следующим образом:
Выполнить начало → (Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг) → (Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг) → (Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг) → .
То есть, начало выполняется один раз, а затем каждая итерация заключается в проверке условия , после которой выполняется тело и шаг .
Если тема циклов для вас нова, может быть полезным вернуться к примеру выше и воспроизвести его работу на листе бумаги, шаг за шагом.
Вот в точности то, что происходит в нашем случае:
// for (let i = 0; i < 3; i++) alert(i) // Выполнить начало let i = 0; // Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг if (i < 3) < alert(i); i++ >// Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг if (i < 3) < alert(i); i++ >// Если условие == true → Выполнить тело, Выполнить шаг if (i < 3) < alert(i); i++ >// . конец, потому что теперь i == 3
В примере переменная счётчика i была объявлена прямо в цикле. Это так называемое «встроенное» объявление переменной. Такие переменные существуют только внутри цикла.
for (let i = 0; i < 3; i++) < alert(i); // 0, 1, 2 >alert(i); // ошибка, нет такой переменной
Вместо объявления новой переменной мы можем использовать уже существующую:
let i = 0; for (i = 0; i < 3; i++) < // используем существующую переменную alert(i); // 0, 1, 2 >alert(i); // 3, переменная доступна, т.к. была объявлена снаружи цикла
Пропуск частей «for»
Любая часть for может быть пропущена.
Для примера, мы можем пропустить начало если нам ничего не нужно делать перед стартом цикла.
let i = 0; // мы уже имеем объявленную i с присвоенным значением for (; i < 3; i++) < // нет необходимости в "начале" alert( i ); // 0, 1, 2 >
Это сделает цикл аналогичным while (i < 3) .
А можно и вообще убрать всё, получив бесконечный цикл:
При этом сами точки с запятой ; обязательно должны присутствовать, иначе будет ошибка синтаксиса.
Прерывание цикла: «break»
Обычно цикл завершается при вычислении условия в false .
Но мы можем выйти из цикла в любой момент с помощью специальной директивы break .
Например, следующий код подсчитывает сумму вводимых чисел до тех пор, пока посетитель их вводит, а затем – выдаёт:
let sum = 0; while (true) < let value = +prompt("Введите число", ''); if (!value) break; // (*) sum += value; >alert( 'Сумма: ' + sum );
Директива break в строке (*) полностью прекращает выполнение цикла и передаёт управление на строку за его телом, то есть на alert .
Вообще, сочетание «бесконечный цикл + break » – отличная штука для тех ситуаций, когда условие, по которому нужно прерваться, находится не в начале или конце цикла, а посередине или даже в нескольких местах его тела.
Переход к следующей итерации: continue
Директива continue – «облегчённая версия» break . При её выполнении цикл не прерывается, а переходит к следующей итерации (если условие все ещё равно true ).
Её используют, если понятно, что на текущем повторе цикла делать больше нечего.
Например, цикл ниже использует continue , чтобы выводить только нечётные значения:
Для чётных значений i , директива continue прекращает выполнение тела цикла и передаёт управление на следующую итерацию for (со следующим числом). Таким образом alert вызывается только для нечётных значений.
Цикл, который обрабатывает только нечётные значения, мог бы выглядеть так:
С технической точки зрения он полностью идентичен. Действительно, вместо continue можно просто завернуть действия в блок if .
Однако мы получили дополнительный уровень вложенности фигурных скобок. Если код внутри if более длинный, то это ухудшает читаемость, в отличие от варианта с continue .
Обратите внимание, что эти синтаксические конструкции не являются выражениями и не могут быть использованы с тернарным оператором ? . В частности, использование таких директив, как break/continue , вызовет ошибку.
Например, если мы возьмём этот код:
…и перепишем его, используя вопросительный знак:
(i > 5) ? alert(i) : continue; // continue здесь приведёт к ошибке
…то будет синтаксическая ошибка.
Это ещё один повод не использовать оператор вопросительного знака ? вместо if .
Метки для break/continue
Бывает, нужно выйти одновременно из нескольких уровней цикла сразу.
Например, в коде ниже мы проходимся циклами по i и j , запрашивая с помощью prompt координаты (i, j) с (0,0) до (2,2) :
for (let i = 0; i < 3; i++) < for (let j = 0; j < 3; j++) < let input = prompt(`Значение на координатах ($,$)`, ''); // Что если мы захотим перейти к Готово (ниже) прямо отсюда? > > alert('Готово!');
Нам нужен способ остановить выполнение, если пользователь отменит ввод.
Обычный break после input лишь прервёт внутренний цикл, но этого недостаточно. Достичь желаемого поведения можно с помощью меток.
Метка имеет вид идентификатора с двоеточием перед циклом:
Вызов break в цикле ниже ищет ближайший внешний цикл с такой меткой и переходит в его конец.
outer: for (let i = 0; i < 3; i++) < for (let j = 0; j < 3; j++) < let input = prompt(`Значение на координатах ($,$)`, ''); // если пустая строка или Отмена, то выйти из обоих циклов if (!input) break outer; // (*) // сделать что-нибудь со значениями. > > alert('Готово!');
В примере выше это означает, что вызовом break outer будет разорван внешний цикл до метки с именем outer .
Таким образом управление перейдёт со строки, помеченной (*) , к alert(‘Готово!’) .
Можно размещать метку на отдельной строке:
Директива continue также может быть использована с меткой. В этом случае управление перейдёт на следующую итерацию цикла с меткой.
Метки не дают возможности передавать управление в произвольное место кода.
Например, нет возможности сделать следующее:
break label; // не прыгает к метке ниже label: for (. )
Директива break должна находиться внутри блока кода. Технически, подойдет любой маркированный блок кода, например:
…Хотя в 99.9% случаев break используется внутри циклов, как мы видели в примерах выше.
К слову, continue возможно только внутри цикла.
Итого
Мы рассмотрели 3 вида циклов:
- while – Проверяет условие перед каждой итерацией.
- do..while – Проверяет условие после каждой итерации.
- for (;;) – Проверяет условие перед каждой итерацией, есть возможность задать дополнительные настройки.
Чтобы организовать бесконечный цикл, используют конструкцию while (true) . При этом он, как и любой другой цикл, может быть прерван директивой break .
Если на данной итерации цикла делать больше ничего не надо, но полностью прекращать цикл не следует – используют директиву continue .
Обе этих директивы поддерживают метки, которые ставятся перед циклом. Метки – единственный способ для break/continue выйти за пределы текущего цикла, повлиять на выполнение внешнего.
Заметим, что метки не позволяют прыгнуть в произвольное место кода, в JavaScript нет такой возможности.
JavaScript For Loop
Loops are handy, if you want to run the same code over and over again, each time with a different value.
Often this is the case when working with arrays:
Instead of writing:
text += cars[0] + «
«;
text += cars[1] + «
«;
text += cars[2] + «
«;
text += cars[3] + «
«;
text += cars[4] + «
«;
text += cars[5] + «
«;
You can write:
Different Kinds of Loops
JavaScript supports different kinds of loops:
- for — loops through a block of code a number of times
- for/in — loops through the properties of an object
- for/of — loops through the values of an iterable object
- while — loops through a block of code while a specified condition is true
- do/while — also loops through a block of code while a specified condition is true
The For Loop
The for statement creates a loop with 3 optional expressions:
Expression 1 is executed (one time) before the execution of the code block.
Expression 2 defines the condition for executing the code block.
Expression 3 is executed (every time) after the code block has been executed.
Example
From the example above, you can read:
Expression 1 sets a variable before the loop starts (let i = 0).
Expression 2 defines the condition for the loop to run (i must be less than 5).
Expression 3 increases a value (i++) each time the code block in the loop has been executed.
Expression 1
Normally you will use expression 1 to initialize the variable used in the loop (let i = 0).
This is not always the case. JavaScript doesn’t care. Expression 1 is optional.
You can initiate many values in expression 1 (separated by comma):
Example
And you can omit expression 1 (like when your values are set before the loop starts):
Example
Expression 2
Often expression 2 is used to evaluate the condition of the initial variable.
This is not always the case. JavaScript doesn’t care. Expression 2 is also optional.
If expression 2 returns true, the loop will start over again. If it returns false, the loop will end.
If you omit expression 2, you must provide a break inside the loop. Otherwise the loop will never end. This will crash your browser. Read about breaks in a later chapter of this tutorial.
Expression 3
Often expression 3 increments the value of the initial variable.
This is not always the case. JavaScript doesn’t care. Expression 3 is optional.
Expression 3 can do anything like negative increment (i—), positive increment (i = i + 15), or anything else.
Expression 3 can also be omitted (like when you increment your values inside the loop):